Людям присущи самые разнообразные вкусы, однако есть вещи, относительно которых подавляющее большинство вне зависимости от своих пристрастий сходится во мнении: "Да, круто, что и говорить". Например, машины Mercedes. Конечно, найдется кто-то, кто просто на дух их не переносит, но в целом, даже если кто-то, кто тащится по другим маркам авто, он все равно твердо знает, что "шестисотый" - классная штука.
Вот примерно таким "мерседесом" среди ламповых рэковых MIDI предусилителей является Mesa/Boogie TriAxis.
Даже простой внешний осмотр свидетельствует о том, что эта штука будет посильнее и Фауста и Гете вместе взятых. Индикаторами и органами управления покрыта все площадь (19" x 1U) передней панели. Правда, в поисках гитарного входа приходится отправляться на заднюю панель, что не очень удобно, но, заглянув с тыла, мы лицезреем пять ламп (чтобы поменять лампы нет абсолютно никакой необходимости разбирать прибор). Эта картина радует нам душу, и уже не хочется бурчать по поводу всяких умников и лишнего метра провода.
Стоит отметить, что в глубину преамп очень солиден, примерно как JMP-1 и ADA MP-1 вместе взятые. Это не удивляет, ибо детальность управления и наличие пяти ламп само по себе предполагает богатую начинку.
Кстати, о начинке. Сам я не видел, но казак один… То есть, крышку я сам не снимал, но в каталоге Mesa имеется фотография вскрытого TriAxis, которая наглядно демонстриует то, что каждый сантиметр пространства используется по делу (а также, что, что управляющая электроника отделена от собственно предусиления).
Но перейдем к делу. Итак, TriAxis - это рэковый преамп о пяти лампах, с 8 виртуальными каналами (два чистых в режиме RHY, два+один в режиме LD1 и три в режиме LD2). Из четырех ламп одна является первой в каскаде предусиления всех режимов работы (кроме LD1), одна работает на входе исключительно режима LD1, одна лампа является второй в каскаде режима LD2, еще одна -осуществляет микс режимов RHY и LD1/LD2 и одна обслуживает возврат с петли усиления. Это компенсирует то, что петля последовательная, что в свою очередь позволяет включать в нее любые процессоры или педали по вкусу. Таким образом, TriAxis включает в себя по сути четыре различных контура предусиления - два двух режимных, один однорежимный и один трехрежимный. И следует особо отметить, что настройки работают по-разному на разных режимах.
Передняя панель содержит переключение пресетов и программ (независимые в TriAxis понятия, пресет - это собственно настройка звука, а программа - это привязка пресета к каналу MIDI), регулировку гейна, регулировку высоких, средних и низких частот, драйва канала LD1, драйва LD2, мастер уровня, Presence, Dynamic Voice, регулировку выходного уровня, кнопки выбора каналов и режима работы петли эффектов и релейных выходов. Все управление параметрами (кроме регулировки выходного уровня) осуществляется при помощи сенсорных кнопок. Все параметры звука и номера программ и пресетов отображаются на ярких цифровых индикаторах.
Задняя панель содержит выключатель, вход фантомного питания, гитарный вход, порты MIDI, посыл и стерео возврат обработки, стереопару выходов с комбоэмуляцией, стереопару основных выходов и релейные выходы управления внешними устройствами.
Как и следует ожидать при наличии 8 режимов работы, TriAxis обеспечивает очень широкий спектр звуков. Но, само собой, надо понимать, что это прибор Mesa/Boogie, и ориентирован он на звучание усилителей именно этой компании. На нем можно получить и весьма хорошее приближение к классическому звуку Fender или Marshall, но это всего лишь приятное дополнение к его основному звуку. Если вам нужны в первую очередь Marshall или Fender, то надо обращаться по соответствующему адресу.
Пробежимся вкратце по режимам работы.
Первая группа RHY включает в себя два канала чистого звука. Для RHY Green (внутри каждой группы режимы обозначаются светодиодом соответствующего цвета) характерна теплота и округлость звучания и быстрый переход в брейк-ап. Если нужен классический джазовый или блюзовый звук, то получить его можно именно на этом канале. При максимальном гейне и поднятой середине мощный хамбакер обеспечит даже вполне ощутимый (не очень сильный, конечно), кранч. Я максимально задрайвил этот канал и поэкспериментировал с коммутацией датчиков и отсечкой катушек. Получилось просто замечательно - море различных очень полезных звуков. Особенно порадовала возможность добиться звука в духе SRV. принципе, чтобы играть блюз не требуется даже MIDI-контроллер, все можно достичь переключателем и ручками громкости и тембра на самой гитаре в лучших классических традициях игры на одноканальных усилителях. Единственное, что потребуется извне - реверберация или дилей (если вам требуется slap-back эхо).
RHY Yellow дает более сфокусированный и кристальный звук. Этот режим также драйвится, но лучше использовать эту возможность только для того, чтобы чуть-чуть насытить звук - именно современное чистое звучание самая сильная сторона этого канала. Если вам нужен чистый звук для рок-баллады, или вам вдруг захотелось рвануть в фанковый чес, то надо пользоваться именно этим каналом.
В этом классе, приборы, в которых столько внимания уделено чистым каналам - вообще редкость. Не говоря о том, чтобы в такой степени аутентичности воспроизводить vintage звучание. Теперь я стал понимать, зачем TriAxis нужен Игорю Бойко.
Вторая группа каналов - LD1 объединяет в себе два радикально отличающихся характера звучания. Первые два канала группы, LD1 Green и LD1 Yellow, ориентированы на звук эпохи "классического" рока. Канал LD1 Green можно в некотором приближении охарактеризовать как продолжение RHY Green дальше по гейну. Звучание теплое, и, при том, что можно раскочегарить приличный перегруз (не забудьте, у нас появился кроме гейна дополнительный драйв), нижний порог достаточно чисто звучит, а сам канал очень чутко реагирует на манипуляции с ручкой громкости.
LD1 Yellow дает более плотный звук, который можно сделать очень тягучим, это в первую очередь канал для сольных партий.
LD1 Red - это совсем другой зверь. Этот канал воспроизводит звучание канала Vintage/Orange усилителя Dual Rectifier. Именно в этом канале живет нью-металлический рев, а диапазон нижних частот специально увеличен для маньяков толстых струн и могучего низа. Кстати, низ этот не превращается в кашу даже если им дико (так что это не будет иметь смысла при игре в группе) злоупотребить.
Группа LD2 основана на "модерновом" звуке усилителей Mesa/Boogie серии Mark. LD2 Green копирует лидовый канал Mark IV. Этот звук ориентирован на сольные/ритмовые партии разных жанров с гейном от умеренного до умеренно-высокого.
LD2 Yellow - это "Калифорния"! Но не "Отель Калифорния", а тот самый звук усилителей Mark II/C+, который стал безумно популярным после выхода альбома Metallica "Master Of Puppets". Помимо этого характерного кранча, на этом канале можно получить весьма широкий спектр звука на все жанры хэви-метал, с отчетливой атакой и тугим низом. Самое интересное, что если чуть-чуть разлохматить звук (прибрав гейн), и убрать ручку громкости на самой гитаре, можно даже добиться от этого канала и звука в духе AC/DC. (На LD1 его тоже можно добиться, но на этом канале он будет более "конкретным" и удобным в живой работе). Ну а уж про трэш-дэт звучание говорить не приходится. Первое, что бросается в глаза - низы очень уверенные даже при умеренных значениях параметра bass, при этом их мощь не вырывается из под-контроля. При любом драйве и низ бьет синхронно с атакой, туго и хлестко, как перчатка кибоксера в тяжелом весе. Это то, о чем я мечтал всю жизнь - мощный низ, который не "размазывается" при быстром чесе. Вот оно, счастье с большой буквы "Щ". Кстати, даже при самой экстремальной настройке канала полностью сохраняется читаемость, включая различные интервалы.
Канал LD2 Red - похож на предыдущий, но отличается большим гейном, и большей тягой к британскому характеру звучания. Может использоваться и как ритмовый звук (если нужен контролируемый рык), и как хай-гейновый лидовый тембр для скоростной игры.
Для того, чтобы максимально эффективно пользоваться всем этим разнообразием звука следует изначально хорошенько усвоить, как работают настройки в каждом конкретном режиме (в руководстве все подробно расписано). Нюансов куча. Изменение гейна влечет за собой параллельно тщательно просчитанное изменение АЧХ. Во всех режимах гейн расположен ПОСЛЕ тембр-блока. Соответственно следует быть осторожным, манипулируя с низами, поскольку чрезмерный низ, прошедший через гейн, укротить очень сложно. И соответственно, подъем середины приводит не только к ее выпячиванию но и насыщения сигнала гармониками. В режиме LD2 драйв идет ПОСЛЕ гейна, а в режиме LD1 - ПЕРЕД (и перед тембр-блоком тоже), поэтому в режиме LD1 и LD2 роль настроек отличается подчас коренным образом. Кстати, на каждом канале сами шаги изменения параметров, а также тембровая коррекция гейна заданы разные. Поэтому крутить ручки, пардон, жать кнопки, следует очень обдуманно. Обратной стороной гибкости настроек является то, что возможности нарулить совершенно неиграбельный звук столь же широки. К счастью, руководство очень помогает, а эксперименты с фабричными пресетами (почти полное покрытие спектра звучания, готовые к употреблению звуки) дают необходимые навыки.
В TriAxis имеется и возможность пост-гейновой корректировки тембра. Эту функцию выполняет регулировка Dynamic Voice. Она представляет собой пресетный пятиполосный графический эквалайзер, работающий параллельно с основным сигналом. Нулевой уровень означает полностью нейтральный профиль эквалайзера и нулевой уровень микса с основным сигналом. Каждый шаг вперед рисует все более глубокую "галку" и увеличивает уровень микса. Именно наличие пре-гейновой мощной середины и пост-гейновой "галки" позволяет делать середине "scoop", не жертвуя читаемостью гитарного звука.
Помимо параметров звука в настройку пресета входит также установка состояния петли эффектов (включена/выключена) и релейного управления. Теоретически гнезда релейного управления можно использовать для любой автоматизации аналоговых устройств, хотя по факту они наличествуют в первую очередь для управления режимами работы рэкового усилителя мощности Mesa/Boogie Simul-Class 2: Ninety (рекомендован для использования с TriAxis).
Отдельного упоминания заслуживает эмуляция выходов Record - очень хорошая реализация. На записи (особенно в наушниках) чувствуется, конечно, нехватка "живого воздуха", но на концертных выступлениях это очень полезно. Кстати, на выходной уровень Record влияет только пресетная мастер-громкость. То есть основным выходом можно управлять независимо, что очень удобно при записи живого концерта или при работе в линию и использовании клубного комбика просто в качестве личного монитора. В концертной деятельности также очень сподручна поддержка фантомного питания на входе, и наличие крупной, отлично читаемой индикации всех параметров.
Рассказав о всем, что может TriAxis, я сделаю один важный комментарий по поводу того, чего он не может. Он не может полностью заменить усилители серии Rectifier. Да, в нем есть и специальный режим, и звук можно нарулить на других каналах очень похожий, но, чтобы полностью получить возможности Rectifier, надо иметь либо сам усилок, либо Rectifier Recording Preamp. Но, что вы хотели. Сами ректо по схеме ничуть не проще TriAxis (не беря в расчет компьютерную часть преампа), просто монстры.
А в общем и целом, TriAxis демонстрирует максимальную продуманность всего, что только можно. От собственно звука до управления им. И, хотя, сделать компактный ламповый преамп, который на одинаково высочайшем качестве обеспечит решение всех без исключения музыкальных задач, невозможно, ближе всего к идеалу находится явно TriAxis. Машина зверь. Шестисотый.
Александр Авдуевский, 2003